Russian version English version Deutsch version
8(499) 265-4432
info@vniifk.ru
Елизаветинский пер., д.10, стр.1

 

21.04.2017

ВНИМАНИЕ в центре спортивной реабилитации ФГБУ ФНЦ ВНИИФК открываются курсы КЛАССИЧЕСКОГО МАССАЖА

Программа предназначена для всех, кто желает освоить новую профессию или повысить свою квалификацию.


21.04.2017

Проводится набор на курсы по СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Обучение с 15 по 18 мая

Целевая аудитория: спортсмены, тренеры-преподаватели, спортивные психологи, специалисты по теннису и другим видам спорта


19.04.2017

19 апреля 2017 г. в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Физическая культура как фактор сохранения и укрепления здоровья»

Основной темой конференции стало обсуждение вопросов массового и дворового спорта, развития и пропаганды физической культуры среди различных групп населения, популяризации здорового образа жизни.


Архив новостей...

 

 



 

 

История ГТО

Главная \ История ГТО

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСА
«ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»


Собственно история комплекса ГТО тесно связана с историей ВНИИФК, т.к. важную роль в решении создать ЦНИИФК сыграла необходимость квалифицированной разработки нормативов комплекса (Ю.А.Фомин, З.К.Смеловская, 1998).

До этого события с начала 20-х годов известные отечественные врачи В.Соловьев, В. Гориневский, Н. Семашко пытались повернуть к физической культуре всю систему здравоохранения. Особенно масштабные и углубленные исследования по данной проблеме были проведены в 70-е и 80-е годы прошлого века во ВНИИФКе и организациях-соисполнителей.

В Советском Союзе специалистами Центрального научно-исследовательского института физической культуры (ЦНИИФК) впервые в истории был разработан Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО («Готов к труду и обороне СССР»). Данный комплекс являлся основой государственной системы программных и оценочных нормативов физического развития и подготовленности различных возрастных групп граждан. Задачами советской системы физического воспитания являлись:

  • обеспечение всестороннего физического развития;
  • укрепление и сохранение здоровья;
  • повышение производительности труда;
  • повышение мобилизационной готовности;
  • формирование духовного и морального облика советского человека.

При этом научная сторона данной проблемы сводилась к решению двух основных задач:

  1. Выявить виды движений (тесты), наилучшим образом характеризующие различные стороны физической подготовленности человека с точки зрения эффективного решения задач системы физического воспитания, имеющих производственное, спортивное и оборонное значение.
  2. Определить количественные показатели, пределы которых удовлетворительно характеризуют степень развития физической подготовленности людей разного возраста, в соответствии с общими социальными задачами, которые, естественно, конкретизируются применительно к каждой возрастно-половой группе людей.

Решение первой задачи включает в себя, по меньшей мере, два аспекта: теоретический и экспериментальный.

Необходимо, прежде всего, в теоретическом плане разработать или иметь какие-либо содержательные предложения (теоретические построения), касающиеся выбора движений для оценки физической подготовленности людей. При этом, кроме соответствия чисто метрологическим принципам, они должны отвечать конкретным требованиям: по возможности «чисто» оценивать не только уровень развития определенных физических качеств, но и степень владения двигательными навыками; характеризовать готовность к труду; занятиям спортом и защите Родины.

За время действия комплекса ГТО, применение различных систем программных требований, практики тестирования и действия спортивной классификации сложился определенный комплекс двигательных задании, который затем подвергался постоянной проверке, которую можно разделить на два этапа:

а) апробация тестов с точки зрения их соответствия принятым теоретическим положениям и математической теории тестов;

б) определение структуры отобранного комплекса двигательных заданий. Последнее решалось с помощью методов многомерной статистики. Уровни норм комплекса ГТО определялись в ходе специальных серий исследований, включающих длительные наблюдения (до 8 лет) за физической подготовленностью людей разного возраста.

Разработка дифференцированной оценки показателей физической подготовленности для целей комплекса ГТО проводилась с учетом результатов исследований, направленных на:

а) определение формы статистического распределения показателей, характеризующих уровень развития разных сторон физической подготовленности человека;

б) выявление влияния ряда соматометрических признаков на результаты, показанные при сдаче некоторых видов комплекса;

в) апробирование различных систем оценки физической подготовленности (сигма, «Т» и децельные шкалы);

г)  исследование влияния занятий физической культурой в образовательных государственных образовательных учреждениях (школа, ПТУ, ССУЗ, ВУЗ) и самостоятельных форм занятий на показатели физической подготовленности людей разного возраста.

Таким образом, создание научно обоснованной системы педагогического контроля за физической подготовленностью молодежи сводилось к решению следующих основных задач:

а) определения структуры физической подготовленности;

б) разработки аутентичной системы контрольных упражнений (тестов), наилучшим образом характеризующих развитие разных сторон физической подготовленности;

в) определения существующего уровня физической подготовленности учащейся молодежи;

г)  разработки системы оценок физической подготовленности (таблиц, шкал, норм и т.п.);

д) обоснования эффективных путей совершенствования физической подготовленности.

Была проведена диагностика  физического состояния учащейся молодежи по данным выполнения ими двигательных заданий Интернационального Комитета Стандартизации тестов физической подготовленности. Полученный материал был положен в обоснование нормативных требований разных ступеней комплекса ГТО.

Одним из основных критериев при отборе видов испытаний (тестов) для оценки физической подготовленности, является их соответствие требованию «надежности» в оценке достижений, поскольку только при этом условии возможна объективная оценка и сравнение физической подготовленности населения различных возрастно-половых групп и климатогеографических зон страны.

Основной причиной отсутствия надежности в оценке результатов явилось недостаточное развитие уровня физической подготовленности и координации движений основной массы испытуемых, что не позволяло добиться стандартного выполнения движений при выполнении этих видов испытаний.

Проведенные исследования показали, что этому требованию не отвечают, а, следовательно, должны быть исключены из содержания комплекса ГТО такие виды испытаний, как сгибание и разгибание рук в упоре лежа, метание теннисного мяча на дальность, толкание ядра, лазание по канату.

Совершенно очевидно, что метание теннисного мяча в комплексе ГТО предназначено для более успешного овладения основным военно-прикладным видом — метанием гранаты. Однако его эффективность незначительна. Так было установлено, что при изменении погодных условий (попутном или встречном ветре) достижения школьников могут варьировать в пределах 10 - 15 метров, а  чрезмерно длительное (с 1 по 8 класс) использование легкого снаряда (вес теннисного мяча 50 г) и переход в 9 классе к метанию тяжелого снаряда (вес женской гранаты 500 г, мужской — 700 г) не позволяет добиться положительных результатов в этом виде испытаний.

Эксперимент показал, что перечисленные недостатки устраняются при использовании мяча весом 150 г. Коэффициент надежности в этом виде испытаний значительно выше, чем при метании теннисного мяча. Он достигает 0,891 у девочек и 0,947 у мальчиков.

Из проверенных тестов для оценки силы девочек наиболее удобным в практическом применении и отвечающим требованиям надежности оказалось подтягивание на низкой перекладине (высота 110 см) из положения виса лежа.

Общеизвестно, что выносливость к длительной работе является ведущим качеством, характеризующим физическую подготовленность человека и функциональные возможности всех его систем и органов.  В то же время в комплексе ГТО-72 для этой цели применялись дистанции от 300 до 1000м. Однако, с помощью этих тестов оценивается  выносливость не к длительной работе, а к работе на скоростную выносливость.

Для установления нормативных требований любой ступени комплекса ГТО нужно было учитывать:

а) уровень естественного возрастного развития разных сторон физической подготовленности конкретной возрастно-половой популяции людей;

б) возможности максимального развития моторики за счет регулярных занятий спортом.

Действительно, статистические данные, характеризующие возрастное развитие показателей физической подготовленности имеют бесспорную научную ценность, показывая некоторые типичные тенденции в развитии моторики. Однако считалось, что они не имеют и не могут иметь значения обязательных норм. Они не могут быть без дополнительного анализа использованы в качестве нормативных показателей, так как отражают индивидуальный, естественный рост без учета влияния таких важных факторов, как, например, обучение.

Поэтому при разработке комплекса ГТО были использованы как сопоставительные, так и должные нормы. Должные нормы применены, в частности, для оценки результатов по плаванию. Во всех ступенях комплекса сопоставительные нормы определялись на основе перцентильного подхода. Предварительно были проведены массовые исследования.

В результате канонического анализа было установлено, что функциональные признаки во всех возрастах определяют до 50-60% вариации в показателях физической подготовленности.

Проведенные исследования позволили установить, что уже у школьников начальных классов для оценки развития выносливости целесообразно применять дистанции не менее 1000—1500 м.

Таким образом, процедура разработки нормативов комплекса ГТО была достаточно хорошо отлажена и позволяла рассчитывать нормативы с заданным уровнем трудности. Это позволило разработать в последующих комплексах ГТО нормативы так, чтобы в отдельных видах испытаний их выполнили 60 % сдающих, в том числе 20 % на золотой значок.

Вместе с тем, проблема нормоустановления является одной из важнейших теоретических проблем, имеющих непосредственное отношение к вопросам физического совершенствования человека. Это объясняется тем, что в физической подготовленности человека еще окончательно не сформулировано понятие «норма» и ее количественное выражение по отношению к средним показателям генеральной совокупности.

Во всяком случае, при установлении нормативов комплекса ГТО нельзя использовать понятие «норма», принятое, например, в антропометрии, когда в качестве универсальной нормы принимается вариация признаков в пределах X ± 2 σ, заключающей 50% всех членов совокупности.

В этом случае, в диапазон нормальных условий и результатов автоматически попадают не только 50% показателей генеральной совокупности в пределах X ± 2 σ, но и еще 25% лежащих ниже этого диапазона. При таком подходе к нормоустановлению они будут выполняться 75% населения. И лишь некоторая подготовка будет нужна только незначительной части испытуемых (менее 25%), а это не соответствует задачам, стоящим перед комплексом ГТО как системы, призванной стимулировать совершенствование физической подготовленности населения.

Применяемые в последнем комплексе (1972-1976) нормативы были рассчитаны на  60% сдающих (из них 20% на золотой значок), заданная трудность норм не имеет строгого научного доказательства, но и дискутируемый в литературе принцип расчета на основе «должных величин» также не лишен недостатков, поскольку для различных социальных категорий населения одного и того же возраста весьма трудно установить точные критерии, отвечающие этому понятию.

Очевидно, прежде чем пользоваться понятием должных норм в комплексе  ГТО, необходимо разработать модельные характеристики физической подготовленности человека к трудовой деятельности и службе в рядах Вооруженных Сил.

Считалось, что принцип «эквивалентной» (равнозначной) трудности норм может быть вполне сознательно и объективно нарушен при решении конкретных задач, стоящих перед физкультурным движением, например для привлечения населения к занятиям физической культурой.

Каждая из пяти ступеней комплекса ГТО- 76 включала два раздела: а) требований, б) норм.

Раздел требований предусматривал овладение практическими навыками личной и общественной гигиены, правилами и приемами защиты от оружия массового поражения, выполнение утренней гигиенической гимнастики.

Батарея норм позволяла оценить уровень физической подготовленности людей разного возраста.

При разработке комплекса ГТО решались два вопроса спортивной метрологии:

1)   выбор тестов (что и чем измерять);

2)   создание системы оценок (норм комплекса).

Тесты комплекса ГТО выбирались таким образом, чтобы они характеризовали:

а) уровень развития основных двигательных качеств быстроты, выносливости и др.),

б) владение некоторыми жизненно важными прикладными навыками (плаванием, ходьбе на лыжах).

Кроме того, необходимо, чтобы эти тесты удовлетворяли следующим требованиям:

а) результаты тестирования должны быть легко измеряемы;

б) на результатах тестирования не должны чрезмерно сказываться особенности телосложения, в частности тотальные размеры телосложения, сдающих нормы комплекса;

в) тесты должны быть простыми, не требовать специальных дорогостоящего оборудования, быть пригодными для массового обследования в полевых условиях.

Если для оценки каждого из основных двигательных качеств выбрать только по одному тесту и прибавить несколько контрольных заданий, определяющих уровень владения жизненно важными прикладными навыками, то содержание физкультурного комплекса составляет; 8—10 упражнений, как это и есть в комплексе ГТО.

После того как было отобрано большое число тестов, удовлетворяющих отмеченным требованиям, лаборатория ГТО ВНИИФКа провела ряд экспериментальных исследований с целью определения:

а) наиболее информативных тестов комплекса (определялась факторная информативность),

б) надежности тестов, в частности их стабильности и согласованности.

Все тесты, включенные  в комплекс, отличались достаточно высокой добротностью (по мнению разработчиков).

Применительно к оцениванию результатов (10-60лет) комплекса ГТО было установлено, что 20% лучших результатов (80 очков по перцентильной шкале), полученных по данным массовых обследований, принимаются за отличный уровень физической подготовленности (золотой значок ГТО).

Следующие 40% соответствуют хорошему уровню физической подготовленности (серебряный значок ГТО). Результаты последующих 30% рассматриваются как удовлетворительные, но не дают права на получения значка ГТО. (В общеобразовательной школе дети, результаты которых попадают в эти 30% получают удовлетворительную оценку по предмету «физическая культура».)

Уровень физической, подготовленности лиц, попавших в оставшиеся 10%, оценивается как неудовлетворительный.

 «Общие физические недостатки: недостаточное развитие грудной клетки, слабость мускулатуры. Забракование молодежи призывного возраста доходит до 20%, не считая увольняемых потом» - это высказывание записано в стенограмме заседания Временного совета по делам физического развития народонаселения Российской империи от 15 марта 1914 года.

В послереволюционное время были предприняты попытки создания системы оценки физической подготовленности населения с целью ее улучшения.

Впервые для этой цели были использованы нормы и требования на значок «Нормальный атлет» и «Нормальный физкультурник». В данном случае слово «нормальный» означало, что человек, выполнивший требования значка, имеет оптимальный уровень физической подготовленности.

Эмпирический поиск привел к созданию программы испытаний, разносторонне оценивающей не только развитие физических качеств, но и степень овладения трудовыми и военными навыками. Все это сконцентрировалось в физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР», впервые введенном постановлением Всесоюзного Совета физической культуры при ЦИК СССР 11 марта 1931 года.

Первый этап становления ГТО относится к 1931-1934 г.г. За эти годы комплекс изменялся 3 раза.

Комплекс ГТО впервые был введен в 1931 году. В последующем, с изменением степени развития физических качеств подрастающих поколений, нормативы и требования комплекса подвергались постоянной переработке (1940, 1947, 1955, 1959, 1965 гг.). Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 17 января 1972 г. № 61 [6] были утверждены последние изменения комплекса ГТО, который имел пять возрастных ступеней:

1 «Смелые и ловкие» (10‑11 и 12‑13 лет);

2 «Спортивная смена» (14‑15 лет);

3 «Сила и мужество» (16‑18 лет);

4 «Физическое совершенство» (мужчины 19‑28 и 29‑39 лет, женщины 19‑28 лет и 29‑34 года);

5 «Бодрость и здоровье» (мужчины 40‑60 лет, женщины 35‑55 лет).

В данном варианте комплекса ГТО особое внимание уделялось вопросу физической подготовки учащейся, студенческой и трудящейся молодежи, определению уровня ее физической готовности к труду и обороне Родины [7].

Одновременно с Единой Всесоюзной спортивной классификацией комплекс ГТО определял систему нормативных оценок уровня физической подготовленности детей и молодежи. Подготовка населения к сдаче нормативов комплекса ГТО проводилась в форме систематических занятий по программам физического воспитания в учебных заведениях, а также в пунктах начальной военной подготовки, спортивных секциях и школах, группах общей физической подготовки и самостоятельно.

Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО включал в себя:

  • бег;
  • прыжки;
  • метания;
  • плавание;
  • лыжные гонки;
  • стрельба;
  • другие виды испытаний.

Методическая часть комплекса ГТО состояла из научно-практических сведений по физической культуре, личной и общественной гигиене; правил, умений и навыков в области гражданской обороны.

Участники, сдавшие нормативы каждой ступени, награждались «золотым значком ГТО» или «серебряным значком ГТО» в зависимости от уровня показанных результатов. Для лиц, выполнявших нормативы на протяжении нескольких лет, был предусмотрен отличительный знак ‑ «Почетный значок ГТО». Коллективы физической культуры, создаваемые на предприятиях, в учреждениях и организациях, добивавшиеся отличительных успехов по внедрению комплекса ГТО в повседневную жизнь трудового населения, награждались знаком «За успехи в работе по комплексу ГТО».

В 1973 году при Спорткомитете СССР был создан отдельный орган управления ‑ Всесоюзный совет по работе ГТО. В 1974 года многоборье ГТО входит в Единую Всесоюзную спортивную классификацию, за выступления на всесоюзных первенствах по многоборьям ГТО присуждаются спортивные разряды и звания. Проводились целенаправленные научно-методические разработки проблемы широкомасштабного внедрения комплекса ГТО [8–12].

С юридической точки зрения комплекс ГТО в редакции 1988 г. остается действующим (нет постановления о его отмене). В настоящее время отсутствует действующая централизованная система оценки физической подготовленности населения.

На втором этапе после становления основных структурных элементов комплекса ГТО в последующие годы определялась система контрольных упражнений пригодных для оценки физической подготовленности различных возрастных групп населения; изменился уровень нормативных требований; уточнялись возрастные границы внутри отдельных ступеней и т.д. Видимо, этим и объясняются частичные изменения в видах испытаний комплекса ГТО, их способы выполнения, длина беговых дистанций и т.п. В этот период не всегда осуществляется дифференцированный подход к различным половым группам, сдающим нормы ГТО. Было определено понятие «норма», поэтому часто в разделы видов испытаний с конкретными нормативными показателями включались требования технически правильного выполнения каких-либо упражнений прикладного характера, например, упражнений в защите нападений, преодоления полосы препятствий и т.п.

В 1972 году Правительство приняло постановление «О введении нового комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Его введение определило новый, третий этап в развитии физкультурного движения и совершенствования отечественно системы физического воспитания.

Основной причиной, потребовавшей введение нового комплекса ГТО, явилось то, что нормы и требования предыдущего комплекса (1959 года), перестали соответствовать требованиям времени. Результаты научного исследования и практики свидетельствовали о необходимости расширения возрастных границ комплекса ГТО, для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие человека.

В период с 1972 по 1984 год продолжается корректировка и восстановление комплекса ГТО. Был уточнен ряд нормативов, введен новый вид испытаний – спортивное ориентирование, но и наиболее значимым изменением следует считать введение ступени комплекса ГТО для школьников 1-2 классов «К стартам готов». Введение этой ступени стало возможным на основании положительного опыта работы по ступени «Смелые и ловкие». Таким образом, если для первого снижения возрастной границы комплекса ГТО понадобился 42-летний опыт работы, то для следующего – лишь семилетний.

 

 

 

О научном центре   Новости   Комплекс ГТО   Спорт высших достижений   Федеральные стандарты спортивной подготовки   Центр повышения квалификации   Диссертационный совет   Ученый совет   Журнал ВСН   Конгрессная деятельность   Клинико-диагностический центр комплексного контроля спортсменов   Контакты   
ФНЦ ВНИИФК в Faceebook
  

 

 

© 2016 ФНЦ ВНИИФК. Все права защищены.

Рейтинг@Mail.ru